ВСЁ О СПОРТЕ

Футбольный матч на сталинградском стадионе «Трактор» 15 мая 1947 года вошел в футбольную историю как один из самых «жарких» поединков. Шутка ли… После этого матча штрафные санкции коснулись очень многих. В том числе досталось и знаменитому тренеру москвичей А. Тарасову.


…«Матч был прерван судьей за семь минут до конца из-за вспыхнувшей драки футболистов обеих команд при счёте 2:2. Приказом Всесоюзного Комитета по делам физкультуры и спорта команде ВВС засчитано поражение, а игроки команды А.Стриганов и Б.Кулагин были дисквалифицированы, первый - на две игры, второй - на десять (по ходатайству руководства ВВС дисквалификация впоследствии была снижена до трех игр). Старшему тренеру команды ВВС А.В.Тарасову был объявлен строгий выговор по партийной линии»…


"Трактор" (Сталинград) - ВВС (Москва) +:- техническое поражение. 2:2 (1:1)

Голы: 1:0 П.Калмыков (15), 1:1 В.Пономарёв (40), 1:2 А.Вартазаров (62), 2:2 Б.Кулагин (83, автогол).
"Трактор":
В. Ермасов, П. Бадин, А.Рудин, И.Тяжлов, А.Григорьев, Л. Шеремет, В. Шведченко, Ю.Белоусов, П.Калмыков, Г.Андреев, В.Матвеев.
ВВС: М.Кудрявцев, Б.Кулагин, В.Леонов, М.Жирнов, Ю.Тарасов, В.Метельский, В.Пономарёв, А.Стриганов, А.Вартазаров, Н.Цуцков, В.Писковатский.
Удаление: В.Шведченко (60).

Судья: Г. Шляпин (Сталинград).

15 мая 1947. Сталинград. Стадион "Трактор". 7000 зрителей.
Дублёры - 1:1


А дело было так, пишет в своей футбольной летописи Аксель Вартанян:


ЧП В СТАЛИНГРАДЕ


Не впечатляло поначалу состояние советских вооруженных сил - ни сухопутных частей, ни воздушных. Правда, летчики, сделав в 1947 году мягкую посадку в первой группе, обратили на себя внимание. Но не сверхзвуковыми скоростями во время боевых вылетов, не фигурами высшего пилотажа, не массированными бомбовыми ударами позиций соперника...


Уже в матче второго тура в Сталинграде вели они себя на поле настолько раскрепощенно, что привели в необычайное волнение тысячи зрителей. "Трактористы" как могли защищали честь свою мужскую и достоинство. Местный судья Георгий Шляпин, потеряв контроль за игрой, принялся изгонять футболистов. Не помогло.


Накалял страсти и тренер ВВС, Анатолий Владимирович Тарасов. В нарушение новых правил он стоял за воротами своего голкипера и с присушим ему темпераментом что-то постоянно подсказывал игрокам, поучал судью, активно вмешивался в его действия. Неоднократные требования арбитра покинуть запретную зону тренер игнорировал. Пришлось вмешаться директору стадиона Рудину.


Что из этого вышло, рассказала "Сталинградская правда":


"За несколько минут до конца игры, когда счет был 2:2, произошел возмутительный случай. Тренер команды ВВС Тарасов, вопреки новым правилам, стоял у ворот своей команды. Директор стадиона попросил тренера не нарушать установленные правила и уйти от ворот. В ответ на это Тарасов совершил хулиганский поступок по отношению к директору стадиона, а выбежавшие с поля футболисты ВВС набросились на него. Этот беспрецедентный случай вызвал законное возмущение всех зрителей".


О форме, в какой возмущались зрители, стыдливо, опуская подробности, рассказала 18 мая многотиражная газета тракторного завода "Даешь трактор":


"Милиция не смогла остановить потока юных болельщиков, бросившихся к месту инцидента. За семь минут до конца матча команда ВВС по указанию тренера покинула поле".


Журналист покривил душой. Он не рассказал о камнепаде, устроенном зрителями (не только юными) еще в ходе матча. Метили в гостей. Вероятность попадания по избранным мишеням была бы выше, будь футболисты в статичном положении. Но они, как им и положено, бегали, а потому доставалось и своим. Для верности толпа ринулась на поле и наносила точные удары. Гости еле ноги унесли.


И Тарасов не уводил команду. Остановил игру на 83-й минуте Шляпин, как только разъяренные сталинградские пролетарии хлынули на поле. А это, согласитесь, разные вещи. Одно дело, когда матч не доигран по вине тренера, принудившего команду покинуть поле, другое, если прекратил встречу арбитр из-за буйства болельщиков.


Фактически сорвали матч зрители, а потому поражение следовало засчитать "трактористам", хотя в Положении такая мера наказания в то время не прописывалась.


Выдержки из книги "Под покровом творимых легенд" Владимира Пахомова об этом матче:


"... Страсти в той игре разгорелись до такой степени, что на 83-й минуте судья увёл футболистов обеих команд, а один из москвичей - Виктор Леонов - сам ушёл раньше, как говорится, от греха подальше. Позднее это расценили как недисциплинированное поведение и вкатили ему строгий выговор.


... На 10 игр дисквалифицировали футболиста ВВС Бориса Кулагина, будущего известного хоккейного тренера. Могучего телосложения, рослый, он по ходу матча выхватил дрын, за который крепилась сетка за воротами, и стал размахивать им, словно булавой, прямо как Буслаев в кинофильме "Александр Невский".


...Генерал Василий Сталин посчитал, что негоже иметь в спортклубе ВВС провинившегося тренера Анатолия Тарасова, да и очков команда имеет мало, а потому освободил Тарасова от работы. Анатолий Владимирович до конца жизни вспоминал о том решении генерала с возмущением, а потому имя Василия Сталина не мог слышать".

Комментарии (0) Добавить комментарий
Добавление комментария